Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум помощи животным. » Православие о животных.Отношение людей к ним. » Понятие о теле, душе и духе животных.Православный взгляд на их бессмертие. » ДУША ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (Дух, душа и тело)
ДУША ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
АлёнаДата: Пятница, 02/Марта/2012, 23:41 | Сообщение # 1
Почетный форумчанин
Группа: Модераторы
Сообщений: 101
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
По представлению физиологов, деятельность сознания, т. е. психическая деятельность, должна быть представляема как колоссально сложная система безусловных и условных рефлексов, прежде возникших и постоянно вновь образующихся, как огромная цепь восприятий, приносимых рецепторами в мозг, подвергающихся в нем анализу для выработки ответной двигательной реакции.

Добавлено (02/Март/2012, 22:26)
---------------------------------------------
Наш гениальный исследователь высшей нервной деятельности И. П. Павлов так определяет сознание: Сознание представляется мне нервной деятельностью определенного участка больших полушарий, в данный момент при данных условиях обладающего известной оптимальной (вероятно, это будет средняя) возбудимостью. В этот же момент вся остальная масса больших полушарий находится в состоянии более или менее пониженной возбудимости.

Добавлено (02/Март/2012, 22:26)
---------------------------------------------
В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки. Это есть в данный момент, так сказать, творческий отдел больших полушарий. Другие же отделы их, с пониженной возбудимостью, на это не способны, и их функции при этом - самое большое - составляют ранее выработанные рефлексы, стереотипно возникающие при наличии соответствующих раздражителей.

Добавлено (02/Март/2012, 22:27)
---------------------------------------------
Деятельность этих отделов есть то, что мы субъективно называем бессознательной, автоматической деятельностью. Участок с оптимальной деятельностью не есть, конечно, закрепленный участок, наоборот, он постоянно перемещается по всему пространству больших полушарий, в зависимости от связей, существующих между центрами, и под влиянием раздражений - соответственно, конечно, изменяется и территория с пониженной возбудимостью.

Добавлено (02/Март/2012, 22:28)
---------------------------------------------
Если бы можно было видеть через черепную коробку и если бы место больших полушарий с повышенной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на сознательно думающим человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном протяжении полушарий более или менее значительной тенью.

Добавлено (02/Март/2012, 22:29)
---------------------------------------------
Мы полностью принимаем это глубоко научное представление о деятельности сознания, но только не считаем его исчерпывающим. Мы также готовы подписаться под основным тезисом материализма: Бытие определяет сознание, но только при условии не узко материалистического понимания бытия.

Добавлено (02/Март/2012, 22:50)
---------------------------------------------
Чтобы представить наше понимание сознания, мы должны разделить его на акты, состояния и объем сознания.

Добавлено (02/Март/2012, 22:52)
---------------------------------------------
Мысль течет как ручей. Мысль вспыхивает ярким светом. Мысль роет недра бытия.

Добавлено (02/Март/2012, 22:55)
---------------------------------------------
Спокойные и обдуманные волевые акции. Внезапные волевые взрывы - удар ножом в сердце оскорбителя. Постоянное напряжение воли в потоке жизни, направленное к достижению основных планов и целей.

Добавлено (02/Март/2012, 22:55)
---------------------------------------------
Тихая, лишенная страсти любовь. Глубокое, спокойное эстетическое наслаждение. Бурные страсти ярость, страх. Глубокая постоянная преданность Богу, всю жизнь направляющая.

Добавлено (02/Март/2012, 22:56)
---------------------------------------------
Это акты сознания.
Они вызываются: 1) восприятиями органов чувств, 2) органическими ощущениями нашего тела, 3) восприятиями от нашего трансцендентального существа, 4) восприятиями из высшего духовного мира, 5) воздействиями нашего духа.

Добавлено (02/Март/2012, 22:57)
---------------------------------------------
Акты сознания не бывают изолированными, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля мыслью, а чувство - волевыми движениями; акты воли всегда связаны с чувством и мыслями; комплекс этих одновременно протекающих актов сознания определяет состояние сознания. Эти состояния сознания беспрестанно изменяются, ибо акты сознания находятся в беспрерывном движении.

Добавлено (02/Март/2012, 22:59)
---------------------------------------------
Богатством, разнообразием и глубиной актов и состояний сознания определяется объем сознания, также постоянно изменяющийся, обычно в сторону увеличения. В актах и состояниях сознания всегда участвует дух наш, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.

Добавлено (02/Март/2012, 22:59)
---------------------------------------------
Таково наше представление о полноте психической деятельности человека. Но не только люди, а и животные имеют душу. Душа животного в крови его. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела.

Добавлено (02/Март/2012, 23:00)
---------------------------------------------
Что же такое душа? В простейшем ее виде, у животных - это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных - это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства.

Добавлено (02/Март/2012, 23:01)
---------------------------------------------
У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами

Добавлено (02/Март/2012, 23:02)
---------------------------------------------
Святого Духа, которые св. пророк Исаия (II, 1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости. Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.

Добавлено (02/Март/2012, 23:02)
---------------------------------------------
Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2, 14). Есть, как мы говорили, люди - скоты, люди - трава, есть и люди - ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души.

Добавлено (02/Март/2012, 23:03)
---------------------------------------------
Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: Эти люди душевные, не имеющие духа (Иуд. 1, 19).

Добавлено (02/Март/2012, 23:04)
---------------------------------------------
В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т. е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

Добавлено (02/Март/2012, 23:05)
---------------------------------------------
Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим.

Добавлено (02/Март/2012, 23:06)
---------------------------------------------
Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением.

Добавлено (02/Март/2012, 23:07)
---------------------------------------------
В различиых смыслах употребляется в Писании слово "душа". То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: "Ни одна душа", "никакая душа". Ни одна душа из вас не погибнет, - говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам.
В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2,5).
Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18,20).

Добавлено (02/Март/2012, 23:08)
---------------------------------------------
То душа является синонимом жизни.
Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21,9).
Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2,20).
Хлеб их - для души их (Ос. 9, 4).
Не заботьтесь для души вашей, что вам - есть и что пить (Мф. 6, 25).

Добавлено (02/Март/2012, 23:09)
---------------------------------------------
А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать "животной душой".

Добавлено (02/Март/2012, 23:10)
---------------------------------------------
Душа их истлевала в них... Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами... От всякой пищи отвращалась душа их... Душа их истлевает в бедствии (Пс. 106,5-26).

Добавлено (02/Март/2012, 23:11)
---------------------------------------------
Будет он пастись... и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19).
Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15,9).

Добавлено (02/Март/2012, 23:12)
---------------------------------------------
Голодному снится, будто он ест... и душа его тоща... снится, будто он пьет... и душа его жаждет (Ис. 29, 8).

Добавлено (02/Март/2012, 23:12)
---------------------------------------------
Благотворительная душа будет насыщена (Притч. II, 25).
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13,4).

Добавлено (02/Март/2012, 23:13)
---------------------------------------------
Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. 19,15).
Сытая душа попирает и сот (Притч. 27,7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55,2).
Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81,12).

Добавлено (02/Март/2012, 23:14)
---------------------------------------------
(Здесь речь идет о благах земных).
Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34,3).
Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24,15).
Отвращается... душа его от любимой пищи (Иов. 33,20).
Слышишь, душа моя, звук трубы (Иер. 4,19).
Напитаю душу священников туком (Иер. 31,14).
Чего желает душа твоя (1 Цар. 20, 4).

Добавлено (02/Март/2012, 23:14)
---------------------------------------------
Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой.

Добавлено (02/Март/2012, 23:15)
---------------------------------------------
Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21).

Добавлено (02/Март/2012, 23:16)
---------------------------------------------
Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19).
К духам (не душам) праведников, достигших совершенства (Квр. 12,23).
И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55).
В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46).

Добавлено (02/Март/2012, 23:17)
---------------------------------------------
Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59).
Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4).
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).

Добавлено (02/Март/2012, 23:18)
---------------------------------------------
Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга.

Добавлено (02/Март/2012, 23:18)
---------------------------------------------
В тот день погибнут все помышления его, т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.

Добавлено (02/Март/2012, 23:18)
---------------------------------------------
Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность. Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его.

Добавлено (02/Март/2012, 23:19)
---------------------------------------------
И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном.

Добавлено (02/Март/2012, 23:20)
---------------------------------------------
Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21); ...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Добавлено (02/Март/2012, 23:21)
---------------------------------------------
В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20, 10; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т. е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

Добавлено (02/Март/2012, 23:21)
---------------------------------------------
В этом смысле надо понимать и те тексты, в которых речь идет о душе Господа Иисуса Христа.
Когда же душа Его принесет жертву умилостивления... (Ис. 53,10).
Не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31).
Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26,38).
Душа Моя теперь возмутилась (Ин. 12,27).
На подвиг души Своей Он будет смотреть (Ис. 53, II).

Добавлено (02/Март/2012, 23:22)
---------------------------------------------
Господь страдал и умер по человеческой Своей природе, и потому понятны эти тексты.
Но и о душе Самого Бога говорится в следующих текстах:
И отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня (Зах. II, 8).
Не потерпела душа Его страдания Израилева (Суд. 10,16).
Любящего насилие ненавидит душа Его (Пс. 10,5).

Добавлено (02/Март/2012, 23:22)
---------------------------------------------
Но, конечно, это не только метафора. Нельзя говорить о душе Духа абсолютно, как о душе человека, духа ограниченного и воплощенного. Здесь речь может идти только об аналогии с духом человеческим, по которой мы приписываем Богу ум, мышление, волю и чувства. Так понимаем мы и образ Божий в человеке.

Добавлено (02/Март/2012, 23:23)
---------------------------------------------
Выше мы говорили о самосознании. Как понимать его? Сознание своей личности складывается у человека из органических ощущений, получаемых от своего тела, из восприятий, получаемых его органами чувств, из всей совокупности воспоминаний, из понимания своего духа, характера, настроений.

Добавлено (02/Март/2012, 23:24)
---------------------------------------------
Где же складывается из этих элементов самосознание, кто субъект его? Не ум, как обычно понимают, а дух. Ибо ум - только часть духа, а не весь дух. Но часть не может объять целого. Это важное заключение, на которое мы сошлемся позже, когда будем говорить о бессмертии. И оно не произвольно, а основано на словах апостола Павла: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11-12).

Добавлено (02/Март/2012, 23:24)
---------------------------------------------
Глубочайшую сущность существа нашего познаем мы не умом, а духом. Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога.

Добавлено (02/Март/2012, 23:24)
---------------------------------------------
Такая же мысль и в словах премудрого Соломона: Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27).

Добавлено (02/Март/2012, 23:25)
---------------------------------------------
О духе, как высшей силе нашей духовной деятельности, многое можно найти в Священном Писании. Вот примеры:
Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8).
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15, 46).

Добавлено (02/Март/2012, 23:26)
---------------------------------------------
Это значит, что духовность есть высшее достижение человеческой души.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).
Духом пламенейте (Рим. 12, II). Он тайны говорит духом (1 Кор. 14, 2).
Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов. 82, 8).

Добавлено (02/Март/2012, 23:26)
---------------------------------------------
Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26,41).
И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4).
Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18, 31).

Добавлено (02/Март/2012, 23:27)
---------------------------------------------
Здесь мысль о тесной связи между сердцем и духом, подтверждающая то, что мы говорили о первенствующей роли сердца в сознании.
И возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем (Лк. 1,47).

Добавлено (02/Март/2012, 23:28)
---------------------------------------------
О Боге радуется. Богу поклоняется, к Богу стремится и приближается дух человеческий. И это, конечно, самая высшая способность души нашей.

Добавлено (02/Март/2012, 23:30)
---------------------------------------------
Разумеется, такое совершеннейшее проявление духовности души человеческой может быть только даром Духа Святого. Об этом вполне ясно свидетельствует Откровение:
Вложу внутрь вас дух Мой (Иез. 36, 27).
А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал. 4, 6).

Добавлено (02/Март/2012, 23:30)
---------------------------------------------
Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви (2 Тим. 1, 7).
Нам Бог открыл (это) Духом Своим (1 Кор. 2,10).
Одному дается Духом слово мудрости... иному вера, тем же Духом (1 Кор. 12, 8-9).

Добавлено (02/Март/2012, 23:30)
---------------------------------------------
Устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2,22).
И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих (Иез. 36,26-27).
Господь... образовавший дух человека внутри него (Зах. 12,1).
Рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 6).
Не мерою дает Бог духа (Ин. 3, 34). Он дал нам от Духа Своего (1 Ин. 4, 13). Кто Духа Христова не имеет... (Рим. 8, 9).
Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1 Кор. 2, 12).

Добавлено (02/Март/2012, 23:31)
---------------------------------------------
Сошествие Святого Духа на апостолов реально подтвердило ту истину, которая утверждается всеми этими текстами - дух человеческий имеет начало в Духе Божием.

Добавлено (02/Март/2012, 23:31)
---------------------------------------------
Все знакомые со Священным Писанием знают, как многочисленны и в Ветхом, и в Новом Завете тексты о диаволе и духах нечистых и о злом влиянии их на дух человеческий. А св. апостол Иоанн Богослов в своем первом послании (4, 2-8) прямо говорит о духе антихриста. Влияние этого духа, враждебного духу Божию, на сердца человеческие огромно. Определяя выше, чем вызываются акты сознания, мы говорили о восприятиях из высшего духовного мира. При этом мы имеем в виду воздействия на дух человеческий Духа Божия и духа сатаны.

Добавлено (02/Март/2012, 23:32)
---------------------------------------------
Откуда же родился дух сатаны?
Гордость - антитеза смирения, злоба и ненависть антитеза любви, богохульство - антитеза любви к Богу, самолюбие и корыстолюбие - антитеза любви к людям. Отрицательное возникает при потере положительного и неуклонно развивается. Тьма возникает при потере света, холод - при потере тепла, неподвижность и застой при потере движения. Дух сатаны родился при потере любви к Богу.

Добавлено (02/Март/2012, 23:32)
---------------------------------------------
Дух Божий и дух сатаны действуют повсюду и на все живое. Живое способно к восприятию сродного ему. Из воздуха животные воспринимают кислород, а растения - углекислоту. Есть живые существа, не нуждающиеся в свете и избегающие его. Некоторые бактерии (так называемые анаэробы) могут жить только при отсутствии кислорода, а на воздухе погибают. Люди, сродные по духу сатане, воспринимают дух его, неуклонно развиваются в нем. Об этом образно говорит св. апостол Павел: Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? (2 Кор. 2,16).

Добавлено (02/Март/2012, 23:33)
---------------------------------------------
Люди, по духу сродные Богу Любви, воспринимают Духа Святого и неуклонно совершенствуются в добре и любви.

Добавлено (02/Март/2012, 23:34)
---------------------------------------------
О несомненности духовного воздействия извне на дух человеческий свидетельствует Сам Иисус Христос и пророк Иезекииль:
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3, 8).
Дух животворит; плоть не пользует нимало (Ин. 6,63).

Добавлено (02/Март/2012, 23:34)
---------------------------------------------
Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6,63).
Когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне (Иез. 2, 2).

Добавлено (02/Март/2012, 23:35)
---------------------------------------------
В человека, имевшего душу, и дух вошел извне. То же говорят и апостолы:
Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям (Деян. 18,5).
Ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим (Деян. 20,22).

Добавлено (02/Март/2012, 23:36)
---------------------------------------------
Действием Божиим возможна даже передача духа одного человека другому.
Опочил дух Илии на Елисее (4 Цар. 2, 15).
Возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них (Чис. II, 7).

Добавлено (02/Март/2012, 23:38)
---------------------------------------------
Что скажем о духе животных?
Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным.

Добавлено (02/Март/2012, 23:39)
---------------------------------------------
Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю.

Добавлено (02/Март/2012, 23:39)
---------------------------------------------
Степень духовности у животных тем ниже, чем на более низкой ступени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Исключение из этого правила - любовь у птиц. В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными.

Добавлено (02/Март/2012, 23:40)
---------------------------------------------
Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме.

Добавлено (02/Март/2012, 23:41)
---------------------------------------------
Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме.

Сообщение отредактировал Алёна - Пятница, 02/Марта/2012, 22:24
 
Форум помощи животным. » Православие о животных.Отношение людей к ним. » Понятие о теле, душе и духе животных.Православный взгляд на их бессмертие. » ДУША ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (Дух, душа и тело)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: